Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

25 августа 2002 года

Немного стадий, которые проходит человек в своём духовном росте: начало осознания себя как отдельного остальному миру, замечание остального мира, конфронтация с этим внешним феноменом, оправдание и ответственность за прикасающийся к тебе мир.
Вот с последним есть много проблем - с неизбежностью человека поразит отсталость и инерционность многих людей по сравнению с его мыслью, он начнёт сопротивляться и высмеивать их недостатки и даже уродства, появляется цинизм и гордыня, в общем, плохо получается, как открыто написал володарский герману. Дальнейшая мысль приводит к развитию в сторону оправдания такого положения дел, впрягания в упряжь цивилизации на своём месте, когда можно лишь молчать и делать, хотя и общественные дела тоже могут присутствовать, но не в форме диалога. Вот я не достиг, но понял, куда надо двигаться, немножко так, маячит лишь направление, смутно, теряется, обретается вновь, то есть процесс на десятилетия, и с этого расстояния кажется мелочью платформа "выхино", но именно она толкает вперёд.

На платформе "выхино" установили ограждение, чтобы люди, сошедшие с электрички, могли двигаться вдоль путей к дверям метро без риска свалиться под следующий подходящий поезд. Вроде всё верно, но кто видел это? Ограждение - это столбы, забетонированные в ямки по краю платформы через каждые полтора метра, перпендикулярно к столбам во всю длину платформы приварены трубы, штук пять на уровне щиколоток, бёдер, груди и шапки. Столбики со стороны поезда подпирают маленькие швеллеры. И вот я вышел из вагона, иду по одному делу в переход, и понимаю, что точно такие же заборы, толстые и чёрные, я видел в документальном фильме про мясозаготовки, когда из стойла группа коров переходила в токоприёмник. Они так же толкались в отсутствие пространства, немного шатались по-броуновски, но всё же дрейфовали по заданному направлению. Ладно, я это ощутил своим подавленным социальным чувством, а остальные? Я думаю, что те же чувства, может, менее чёткие и сформулированные, проносятся и в их головах. Когда утром, часов в восемь они, выплывая из поезда, жмутся лицом к прохладной решётке, смотрят в дыры, а там ещё хуже. Я понимаю начальника станции, что произошёл инцидент, что поезда сбивали расписание движения, что на складе были только такие трубы, что он не может остановить приток в подмосковье, но в результате сделан шаг по обезличиванию "человеческой массы", и это карма города, собрания людей. Просто возникает вопрос: как в ситуации постоянного нагнетания статистики вырваться из навязываемых представлений (реклама, ТВ, масс-) и отделить в себе человечество от быдла. Я понимаю, что этот вопрос очень сложен, обращать или нет внимание на не понимающих тебя людей, свести ли взаимодействие с ними к чёткой программе или видеть крылышки каждого? Пока это решается по уровню прекрасного, который ты можешь определить в незнакомце - и опять же, субъективно по твоим критериям, - если видишь мыслящего интересного человека, то выдаёшь ему духовный паспорт. Просто действует коллективное сознание, я, например, боюсь большого скопления людей, так как их поведение неадекватно, стараюсь не входить туда, всякие стадионы и парады, митинги и фестивали. Сложность и в том, что если я написал о проблеме, это не значит, что я определил себя в индивидуальности, - находишь в себе коллективное и чужое, и вера в себя начинает шататься. Когда тебе в электричке пьяное быдло с сухариками бьёт морду - нет сомнений, что его появление на свет ошибочно. Но когда оно же в деревне плачет у тебя на плече от несчастной любви, ты оправдываешь его и даже немного помогаешь советом, сто раз переспрашиваемым и никак не помогающим от перегара. В обоих случаях ты искренне веришь в глобальность и универсальность своего отношения - в первом уничтожаешь их, во втором - оправдываешь. Этот ты - маленькая проекция мировой истории - вопрос об уничтожении и подчинении слабых наций. Это вопрос ближайшего будущего, он решается и в отдельной стране, и на целых континентах. Африки не будет никогда! С азией стали считаться. Россия вымирает. сша - сильная держава. пенсионеры собирают бутылки. Происходит планомерное вымирание ненужных людей. ненужных кому? ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ. эпитетов много - деньгам, власти, но это лишь поверхность, а если лезть в метаисторию, то твоё ощущение из маленького бесёнка вырастает в не знаю пока в кого, пока огороженного чёрным выхинским заборчиком.

А вышел я на выхино по причине потери целого кошелька с деньгами, пропуском в столовую и, главное, сим-карточкой билайн корпоративного тарифа. Мы поехали в пироги для встречи с прекрасной незнакомкой с выставки, которую я фотографировал на фоне логотипа МТС. Её пригласил вовец и я не мог не приехать. Скажу только, что через час я возвращался в красково в компании, в которой её не было. Почему - это отдельный и личный вопрос, но: именно тогда в маршрутке я обронил кошелёк. Симкарта МТС была вставлена в телефон, и осталась у меня, а билайн исчез. Теперь я гадаю совпадение - было ли оставление карточки МТС мне утешением после встречи с Наташей, или дополнительным шансом? А пока я узнал на выхино телефон их диспетчерской, и мужчина с шофёрским прошлым пообещал мне объявить на планёрке своим подопечным о пропаже. Да ну, я не верю в возврат, вероятность 4%, и когда я это понял, меня чуть не охватила дикая жалость к себе, с которым такое происходит в первый раз абсолютно. Многие вокруг теряли, жаловались, восстанавливали, снова теряли, или у них отнимали, и каждый раз это было не сочувствием к потерпевшему, а маленькая зарисовка из ералаша. Здесь надо бы написать: и вот теперь, когда беда коснулась меня лично, я наконец-таки понял... Однако жалость к себе (автожалость) продолжалась недолго - и я подумал, правильно, что не надо отдавать жалости по таким пустякам, и плюнул в кривое зеркало в прихожей и отправился на съёмки к грамматикову.

Или вот - показали репортаж павла лобкова с нтв, даже целую часовую, не меньше, передачу про дачу газманова. тематика была - цветы, как их сажать, поливать и так далее. Что меня удивило - павел был в два раза шире своего репортёрского прошлого, я начал всматриваться и понял:
итак: оба начинали лет десять пятнадцать назад, и стали известными по общественно-политическим выступлениям, павел - вёл репортажи, олег - пел песни. Но. стали они известными не благодаря репортажам из детских, например, садов, или по песням о мотыльке, а по вполне стройной карьере каждый в своей области. И я не против того, чтобы кто-то делал карьеру, даже тогда, когда я делать её совершенно не умею, я против таких вот передач, когда люди не понимают, что делают.

Они сажали цветы, такое огородничество за доллары, газманов ходил по газону - мечте газзаева, а лобков его интервьюировал. Ложь первая: цветы тут абсолютно не при чём, по их рекомендациям ничего не вырастет, это как я сяду за неподвижный руль, а за окном будут проносить нарисованные деревья. Иллюзия останется, но я двигаться не буду. Тогда зачем передача? А за тем же, зачем появились рубрики "светская жизнь" и "звёзды", зачем хит-парады и ночные клубы, - дать людям смотрящим иллюзию, что они живут хорошо и в достатке. И этот вопрос перекликается с проблемой быдла. Но самом деле масс-культура выбирает себе болванчиков, разодевывает их в зелёные перья и тиражирует остальным. Я не против газманова, пусть сочиняет и поёт, но и только! зачем брать себе то, что тебе не принадлежит! Я понимаю, приятно, когда тебя так много в каждой газете или передаче, что неудобно отказывать тем, кто такой же как и ты, но человек должен понять, какое место в жизни ему занимать! Вместо газманова можно было посадить садовника, который бы рассказал о цветах, или, если цель была иной, посадить в студию доктора наук, другого кого, но не надо присваивать себе право информационного траффика! Вернее, надо его оплачивать по ниманием того, что ты делаешь и зачем. В любом случае олег - средство, и вместо него мог быть кто угодно с виртуальной биографией счастливца, причём в своих интервью они жалуются нам, как им в жизни было хреново, и обязательно с бытовой коммунальной подробностью, мол, иногда в доме даже туалетной бумаги не было, то есть мы такие же как вы, ребята. Маленькая поправка - были такими же, и я сейчас улавливаю разницу между трудовой зарплатой и лёгкими процентами.

лобков спрашивает олега - а сколько песен надо написать для безбедной жизни? И вопрос такой провокационный, но я думаю задан искренне, просто так, без умысла, и газманов отвечает - не надо об этом думать, песни пишутся, когда пишутся, я пишу, когда типа бог даёт писать! И в это время на заднем плане дизайнер парка дачного проходит - эта женщина смущена телекамеры, улыбается, почему-то ей бог ничего не даёт. И они вместе берут лопаты и копают яму под метровое дерево в горшке, и олег довершает: когда не пишутся, вот бог даёт копать!
И потом показали человек шесть в малиновых комбинезонах, рабочих, которым на время интервью сказали постоять в сторонке, перекурить, молодые такие, как сын газмановский, их позвали, когда надо было копать ямы побольше. Много бы я отдал за стенограмму их мыслей во время съёмок. А что? Если олег скажет, что они быдло, то он будет плохим, а если не скажет - то надо их выслушать! Как им бог дал копать, блять!

Вот обратный пример - новодворская, показали тоже репортаж с дачи её. Но какая разница! Культурная! И спрашивали то же самое, я понимаю, нельзя отказать по-человечески репортёру, но вот ответить можно было разное. И она постаралась - каждый вопрос проверяла на весах, находила недовес и докладывала, переворачивала смысл вверх ногами, сыпала ироничными и остроумными комментариями и сравнениями. Показывала, как надо! Как несчастный, как женщина, человек полностью реализовался в другом не за счёт других, а своим умением и талантом. Она не брала на себя роль пустышки, но принимала ровно столько внимания, сколько можно было оправдать сказанным. Я в восторге! а политической позиции её я совсем не знаю, мне это не важно.

Только что передали в эфир "зеркало" тарковского. 75-й год. Режиссёру 42 года. Расцвет. Почему он обратился к распутыванию семейного клубка? Он писал сценарий сам и я услышал маленькую декларативность диалогов, разница такая, словно человек говорит в присутствии камеры, с испугом. иногда мешала музыка, словно текст в книжке подчёркнут тёмно-синим. но я понял, думаю что понял, что хотел сказать андрей. я не уверен, поскольку я не попал в жилу фильма, он не актуален именно сегодня для меня. Мне не понятна связь его личной биографии с зажатостью россии между западом и востоком, с историей (война, испания, китай). Я запомнил (гениально) лавровый в дырочку лист между страниц старой книги, выключение бесполезно горящего света престарелой горничной, слёзы и красоту тереховой. Тарковский очень трепетно относился к своей утробе, родине, он нашёл закон перевоплощения, закон земного вещества в отражении, в подобии зеркала. Этимология от "зре" и "коло", то есть возвращение твоего взгляда, твоего интереса к миру обратно в голову, или - видишь снаружи то, что внутри, и только. Мне кажется, это признак старости, наступившей в 40 лет.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002