На главную Павел Лукьянов
Текст Павел Лукьянов
Стихи
Дневник
Театр
Биография
E-mail

мальчик шёл по тротуару,
а потом его не стало

29сентября2002. ОПРАВДАННОСТЬ? СВОЕЙ ЖИЗНИ

Оказывается (уже давно):
"Старайтесь рассматривать каждое упражнение как маленькое, законченное в себе произведение искусства. Выполняйте каждое упражнение ради него самого. "Недостаточно сделать шаг вперёд, ведущий к определённой цели, - сказал Гёте, - нужно, чтобы каждый шаг сам по себе был целью". То же имел в виду и Леонардо да Винчи, когда говорил: "Надо любить вещь ради неё самой, а не ради чего-то другого"." (1)

Михаил Чехов
О технике актёра

Так и случается: то, что тебя мучает и противно угнетает сомнениями уже лежит отвечено. Да, я помнил, что "работай и в этом будет радость", но вчера перед началом спектакля я приворачивал рога к своей голове Грегора и не мог хоть на столько поднять своё настроение. Оправдания игры на сцене, кривляния, танца, текста не существовало во мне. Оно как проржавело железным листом в море внутри. Головой я знал, что стоит завести себя и смысл появиться. "Завести" - то есть прикоснуться к миру ощущениями, почувствовать - тогда ты можешь описать макаронную кудрявость рыжей девчонки губами смотрящей на всречающийся мир. Такие моменты ты любишь и только их признаёшь нужными, остальные - ты недоволен и ждёшь лёгкости. Но не пассивно ждёшь, - это пройдено в юности, - ждёшь, пытаясь делать что-то, когда изнутри ничего не делается. когда нет оправданности и не нравится не только свои тексты, но и Гоголь и Платонов не воздействуют на тебя и им не веришь. Конечно, постоянно находиться во внутреннем раздражении - не бывает такого. Нужно и облегчение: прогулка, сидение, езда в электричке. Не надо себя зажимать, давить, что бездействуешь. Но и расслабляться нельзя, сваливая на отдых больше, чем он вмещает. Тебе уже легко, ты можешь делать, писАть, но ты подлениваешься, мол и так хорошо: просто существовать, сидеть и наблюдать. Но потом становится плохо: что потратил жёлтый осенний день на меньшее, чем мог бы, что проспал свои же строчки, что мог бы но не написАл. Это - один разговор и постоянный меч, который должен строго свисать из своей руки над своей шеей времени.

Другое: действительно, как в (1), не должна прерываться связь постоянной обоснованности казалось бы мельком или никак не относящихся к прозе или театру твоих дел. Недопустимо оставлять мир без своего попечения. Бывают отсутствующие силы, вялость, - ладно. Но надо держать себя в строгих рамках, рукавицах, не позволять при наличии физических сил отсутствовать в тебе моральным желаниям. Как ни банально и пошло было слушать про пожелания здоровья. Когда был младше, оказывается - это существенно. Вчера с утра присморкался, хоть и без температуры, но не мог собрать себя в настроение. Нашёлся за час до спектакля, когда понял, глядя в крашеную по кирпичу стену зала музея Маяковского: ни одно время жизни не должно проходить в тебе зря. Ты существуешь и будь добр плоди.

Пока нет полной картины и знания как уйти от неоправданности (как многие люди не задумываются о смысле своих работ и забот, и, говорят, - более счастливы, менее скорбны). Но слово за слово, от прежних художников, физиков, писателей, хотя могут и прямо не освещать этой проблемы, потому что сами ответили своими поступками, но на что ответили - не знали, - я приду, я пойму зачем можно не сомневаться, как в твоём методе описания действительности и мнимости и находится единственное и повторимое оправдание своих дел - совсем как у слепотворящего Бога в те мятежные дни первого шестидневного бытия.

(слепотворящего - творящего в слепую)

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002