Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

2000

I II III IV V
VI VII VIII
IX X XI XII

2001

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2002

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2003

I II III IV V VI VII VIII
IX X XI XII

2004

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Павлу Лукьянову, Антону Стружкову, Кузьме Вострикову
14 мая 2003 г., 13:13:37
Тема: Первое письмо о кино

Идиоты


Это не фильм Триера, это фильм Бортко,

------------------

БОРТКО Владимир Владимирович (р. 07. 05. 1946), режиссер, сценарист, актер.
Родился в Москве. Окончил Киевский геологоразведочный техникум (1965).
В 1965-1966 служил в армии, работал техником-электриком Военпроекта в Киеве (1966-1969).
В 1974 окончил КГИТИ им. И. К. Карпенко-Карого.
Работал асс. режиссера на к/ст им. А. Довженко,
с 1980 - режиссер- постановщик к/ст 'Ленфильм'.
Соавтор сценариев к ряду своих фильмов.

--------------------

который снял

--------------

Фильмография:
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. БАРОН. (2000)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 1. БАРОН. ЧАСТЬ 2 (2000)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 2. АДВОКАТ. ЧАСТЬ 2 (2000)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 2. АДВОКАТ. ЧАСТЬ 3 (2000)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 2. АДВОКАТ. ЧАСТЬ 4 (2000)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 2. АДВОКАТ. ЧАСТЬ 5 (2000)
ЦИРК СГОРЕЛ, И КЛОУНЫ РАЗБЕЖАЛИСЬ (1998)
БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. ФИЛЬМ 2. АДВОКАТ (1996)
АФГАНСКИЙ ИЗЛОМ (1995)
УДАЧИ ВАМ, ГОСПОДА! (1992)
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ (1988)
БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ (1984)

-------------------

и рекламу фильма которого нам сунули в ящик. Я не смотрел первую
серию, нечего помнить об этом, но на вторую наткнулся. И понял. Что
кино переживает фазу наскальной живописи, массового безликого
стряпания, длящегося сто тысяч лет, чтобы потом, как-нибудь в
будущем, взорваться за сто лет и прекратиться совсем. Что когда мы
сидим на краскухне и пьём чай, обсуждая совсем даже немного своё
кино, мы гораздо ближе к тем ста годам, чем бортко со своим списком.
Иногда случаются выбросы типа "собачьего сердца", но они говорят о
другом: кино массово не по восприятию в первую очередь, но по
стряпанию. Первые люди кино были святыми как Гагарин, они дышали
вакуумом возможностей, восприятия кино не было вообще!! Нас удивляет
примитивность психологии и подачи сюжетов немых фильмов, мы не можем
оценить гениев 100-летней давности, потому что мы заставлены
шаблонами! Мы с Антоном смотрели Жоржа Мельеса, почему кино не пошло
по этому руслу? Почему его раздавленная картонная бабочка в рассказе
Бредбери привела к сети кинотеатров "макдоналдс"? Всё могло быть по
другому от типа винтовки первой мировой. Кино влачится за волосы за
литературой и театром, уже появляются голоса за чистое визионерство,
за голографическое кино, за видеоинсталляции, и неизвестно что
получит шанс в тени КИНОИНДУСТРИИ! Экономика вредит и тут, закон
максимальной выгоды, если рассмотреть его метафизику, слишком тёмен
и беспросветен. Идеология вредит и там - закон выборочной истины,
агиткомпаний - слишком ограничен. Вот и приходится Бергману в
холодной и послевоенной Швеции снимать фильмы за 100 крон! Это
выход, данный исторически одноразово, да и то - он был театральным
режиссёром и снимал рассказы друзей, фильм за месяц, такие темпы! А
потом дали денег, то есть вхождение в бизнес-реку было случайным и
осторожным! Что, в швеции больше режиссёров нету? Хрена! Знатоки
знают всех братьев старостиных! Мы не понимаем, почему Чаплин,
Эйзенштейн, Ланг, не можем вернуться во время открытий, не можем
отдать золотую брошь за консервную банку приплывшего Колумба -
разные системы ценностей! А дальше кино превратилось в течение
жизни, в пирог истории, и я завсегда вижу, какого десятилетия
картина, это невозможно подделать и обмануться! Появление
"авторского" кино - первый шаг к освобождению от массы отснятого, и
он не стал сам массов, а тихонечко захлебнулся в неизвестности. Туда
и двигать против течения, смело надо. Был сюжет о пенсионере,
снимающем до сих пор на трофейную 16-мм кинокамеру с заводом, он
выходит во двор, набирает детишек, раздаёт роли, проявляет,
склеивает как Эдя. Я не говорю, что он профессионал, но он СНИМАЕТ!
Можно сказать - а авторов всегда два-три основных, остальные
поддтягиваются, разнося достижение открытия по культурам. Да, но я
сравниваю не принцип - он одинаков - а масштабы и долю. Если бы
Церетели собирал толпы любви и поклонения, если бы диктовал моду не
только в москве, но в мире - тогда бы масштаб совпал с положением
в кино! Принцип обратной связи не позволяет даже начать думать не по
отснятому, а надо. И показывают "идиота", заретушированного в такой
чёрно-беленький антураж, с воссозданием питерских мелочей и быта, а
у меня вопрос - зачем это сняли всё? А затем, что это как "в кафе
посидеть", времяпровождение индустрии. Зачем, если в 58-м Пырьев
снял Идиота? Ведь лучше не получится, точно не выйдет, всем понятно!
И картинка... вот нулевые годы, словно я смотрю через 50 лет и узнаю
стиль кино того времени. Зачем такое буквоедское следование книге?
Всё-равно что сценарии считать литературой, то есть венцом жанра!
Было кино 90-х, главные черты - безвкусица и аляповатость, нищета и
скорострельность, сыроватость, примитивизм. А теперь настало кино
нулевых - сериальность/документальность, претензия, мнимая глубина,
актёры умудряются разуверить зрителя в роли, но уверить, что они
играют именно эту роль! Фальшь, отработка ремесла, жизнь без
кинобога. Причём все - заложники течения, кино развивается медленно,
не через личности, а разломами тектонических плат, сидишь и ждёшь,
пока другой континент приедет. Нет дифференциала таланта, новизны,
об этом же и спор на русс.ру возник недавно, Анна писала тоже. И вот
думай - то ли это действительно так, то ли это судьба духа такая -
когда у всех есть камеры и плёнки, когда КАЖДЫЙ МОЖЕТ, то дух
становится не виден, хотя у всех как бы есть, удивление становится
ненужно, и как следствие - творчество. Получается такое
заболачиваемое озеро, ещё можно расчистить загончик ряски, поплавать
пять минут, но вот ты уходишь пить чай, а гляделка твоя затягивается
медленно так - и смыкается над/под тобой. Смиряться с этим -
преступление, поэтому пойдём чистить. Есть мысли.


Павлу Лукьянову, Антону Стружкову, Кузьме Вострикову
14 мая 2003 г., 10:39:58
Тема: Второе письмо о кино

Личное


Мы отлетали с начальником на самолёте. Он снял 3 минуты суммарно на
новенькую камеру миниДВ, я - 43 минуты на очень старенькую
комнатушку братьев Люмьер. Я её три раза чинил помимо денег, ещё
связанный с этим дискомфорт. Завязка - он просит принести то, что я
отснял, я приношу, он смотрит и высказывает сначала сослуживцам,
потом мне, но уже в смягченной манере, с улыбкой как бы, что снял я
полное говно и вообще не умею. Ладно, когда мы с Вышнепольским
ходили по святой канавке Богородицы в Дивеево, ему на голову какнула
птичка, а мне нет, это нормально, потому что КАК ДЬЯВОЛ В ПЕРВУЮ
ОЧЕРЕДЬ ИСКУШАЕТ ТЕХ, КТО БЛИЖЕ К БОГУ, так и ПТИЧКА КАКАЕТ НА ТОГО,
КТО БОЛЬШЕ ХОЧЕТ ВЗЛЕТЕТЬ, и пусть в мо ём случае начальник побудет
птичкой, он же летал! Личное не потому что обида меня взяла, потому
как не может это называться обидой, если начальник госкино не
пускает Тарковского в Канны для получения премии за первый его фильм
"Иванов о детство" (62 год), Андрею 24 года, молодой совсем; личное,
потому что делаю выводы о паре значений 'любитель'-'профессионал', и
если бы я был любителем, то это была бы обида, но я понял, даже не
на этом отснятом материале, это лишь частность, КАК МОЖНО СТАТЬ
ПРОФЕССИОНАЛОМ! Понимаю, что сейчас Паша, проводя 141-й метр трубы,
Кузя, давно поступая в бауманский, Антон, уворачиваясь от пули, -
решаем абсолютно то же самое. Как видеть себя за стенкой
обстоятельств и дотягиваться. То есть - позиционировать себя так,
кем ты хочешь быть, вытягиваться за волосы из болота. Не должно это
зависеть от внешнего, хотя признание и важно. Вот в начале года
пришла мысль-ощущение, что отличие любителя от профессионала только
во внутренней заявке и готовности стать им! Это как веб-страница в
автономном режиме и после нажатия "обновить", вроде то же самое, но
весь мир подключён. И вот начальник - он любитель. Частности:
говорит, что "устал смотреть полчаса видов из окна", то есть
человек, как потребитель, хочет конфекту в рот, он требует от съёмки
подобия своему представлению о любительской съёмке! Он говорит, что
надо было "снять как взлетаем, как садимся, полосу надо снять было",
и это на уровне наскальной живописи - пошли на мамонта, рисуем
мамонта, убили копьём - подрисовываем копьё. То есть НЕ ИЗМЕНИТЬ
МИР, ТО, ЧТО С ТОБОЙ ПРОИЗОШЛО, А СКОПИРОВАТЬ! И эта робость, это
самосохранение - любительские. Моё ощущение полёта, то, что я увидел
из окна и сохранил на плёнке, я потом передам всего в трёх-пяти
минутах ролика! Я набирал материал, у меня есть разделение ДО и
ПОСЛЕ, мира как такового и моего участия в нём, а у него нет! Он
говорит, что "материала слишком много", то есть непонятное объясняет
через свою прежнюю конструкцию - и давит, давит собой на меня, как
варвар подчиняет себе, будучи уверен в своей правоте, разваливает
мой Рим! А вот хрен! Мы не на равных! И снова - если бы я был
любителем, то это была бы неоправданная гордость, но если я хочу
стать тем, кем чувствую себя (так аккуратненько выражаюсь), то это
всего лишь отделение зерна от плевел! Да чтобы я прислушивался к
таким словам, да ни за что! Почему варвары пошли войной? Потому что
ощущение, что мир гораздо больше и непонятнее тебя самого - слишком
духовное знание, чтобы влезть в походный котелок.


17 мая 2003 г., 14:05:55
Тема: Здоровенько!


Что-то я хворать стал. Здравствуй, лена! Пишу тебе из космоса, где нет,
наконец, комаров, и можно спокойно дышать книжной пылью. В последний раз, когда
мы виделись, ты забыла на мне свои очки и теперь я вижу хорошо. Знаешь, Наташ,
кем-то всё-таки забыт тот, кого ты вспоминаешь, а вокруг меня на расстояние
протянутого пучка света никого. Землица забыла обо мне справиться и у меня в
ухе тихо. А Земля с высоты реактивного следа кажется маленькой, как
разрисованный теннисный целлулоид, грамм краски. И вокруг - интернет, она прямо-
таки опутана невидимыми проводами и траффиками, все континенты связаны и ходят
в гости быстрее ракет, связей так много, что я уже не вижу чернозёма, людей-
червячков, тоже в гости, и вам спасибо, настенька!


Павлу Лукьянову
24 мая 2003 г., 19:29:21
Тема: 1977


Паш, если это все "баги" сайта, то это здорово. Размещу.
Посмотри страницу электронных адресов тоже.

Я играл в футбол и купался, хотя типа нельзя, но я быстренько.
Купили с Терёшкиным по мороженному - огромный рожок, больше брикета
пломбирного, по 11-50, шли вдвоём и ели, как в детстве.

Или Ксюха и Николай - конечно все звереют на футболе, но мне было
одиноко играть без кузи паши антона, просто в футбол. Не могу
слушать эти бесконечные истории и шутки из их частной жизни, одно
остриё которых всегда будет направлено на меня. Я, конечно, не хочу
брать на себя много, но... когда человеку хотят сделать хорошо, а
ему от этого даже не холодно, то зачем-то делают плохо. Психология.


ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002