Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

05.01.2001 времени 20:21
Иволге


Мы уже пришли на сеанс, пальцы сворачивают в трубочку порванный тётечкой билет. Места не указаны, но мы сели рядом. Взгляд поднимается с надписей под ногами на полотно впереди, проявляющееся гаснущими лампами.

Зрителя надо подготовить, ввести в курс дела, сделать соучастником. Младшим - "хочу всё знать", старшим - "фитиль". Господи, хорошо, что это новый кинотеатр в новом веке. И специально для меня, нет, для нас сыплются с экрана цветы, оглушают неожиданностью, говоря "то-то будет кино сегодня!", ударяют виртуальным запахом, вытесняя бензольные и табачные кольца.

Ты смеёшься, ты смотришь на меня, ты впитываешь результат своих трудов, усиленный моим неведением. Я уже не могу сдержать улыбки. Настроенный на серьёзный просмотр я не выдерживаю собственной важности. Из вымученной радость превращается в искреннюю. Не имея сил справиться с потоком высвободившейся эмоции, я направляю её на виновницу: иногда объятие - самое полное выражение чувств.

Минута перед фильмом. За это время я успеваю написать тебе, отправившейся смотреть кинозвёзд в фойе (я смотрю вслед), письмо. Гаснет повторно свет, нога учетверяет ритм сердца. Почему тебя нет так долго?


15.01.2001 времени 20:17
Дождю


Я не могу сдержать себя. Напускная важность и притянутая за уши думка лопаются быстрее мыльного пузыря. Я смеюсь. Инерция мышц лица принимает нелепый вид. Такие рожицы корчат дети, когда их просят влезть на праздничную табуреть или произнести "пожалуйста". Это смущение от предчувствия такого хода событий, спугнуть который боишься.

Смущение от каждого нового письма с твоим обратным адресом на конверте, от собственной невыдержанности, которую ты благородно не замечаешь в ответах. От того, что эти капельки не держатся в ладонях-лодочках, сочатся сквозь пальцы, уходят от меня, оставляя рукам лишь ощущение прохлады, проблеск разрушенной в прошлом мечты. Смущение от собственной глупости, попыток брать нахрапом, разрушающих созидательный ход истории.

Это радость полученного ответа, картин иной жизни. Это мёрзнущий пакет молока, болезненно хлюпающий носом. Это ночующие в прихожей тёплые вещи. Это поющая колыбельную песню радиоволна.


18.01.2001 времени 19:31
Дождю
Тема: ул. Сакко-Ванцетти, 22


Я вспомнил! У меня есть мечта - некая потребность в одном забытом ощущении детства, уже невосполнимом.

..я вспоминаю себя утром субботнего дня. Скорее всего на дворе весна, может ближе к лету. Субботнее утро (в данном случае это скорее день) всегда лучше воскресного, потому что все учебные дела можно сделать завтра, а сегодня ты принадлежишь сам себе, вместе со своими тайниками, друзьями-соседями, кино за 10 копеек, тающими лужами, промятыми крышами гаражей, пропущенным обедом и может быть чем-нибудь новым.

Но предчувствие всего этого проговаривается тобой уже когда ты смотришь - на сколько увеличилась дырка в тапке, когда проходя мимо кухни тебе в нос забиваются остывшие молекулы ждущего завтрака, когда рука космонавтом тренируется в раковине. А я хочу поймать ощущение до этого - сразу после возвращения сознания из сна. Это физический рай - Солнце пробивается сквозь дом, весенний воздух рвёт форточку и не надо бояться простудиться, ты проснулся не от окрика мамы или пружинного завода, а от сил, накопленных организмом вдосталь.

И вот ты вслушиваешься в себя, в продолжение сна, не спешащего уходить, переворачиваешь тело на спину (а в нём всё на месте, ничего не требует вмешательства - оно совершенно), елозишь ногой вдоль прохладной простыни и чувствуешь себя в забытом коконе, расширившемся теперь до комнаты, до квартиры, до вспоминающего тебя двора. Ты знаешь - сегодня мама не скажет идти в магазин или консерваторию, а предложит "пойти погулять во двор". И ты не заставляешь повторять дважды.

Я знаю, что все мои действия подспудно направленны на одно такое утро в будущем, когда мир вокруг опять соединится в звучащей, поющей, вальсирующей, переливающейся гармонии. И только память не откажет мне там, и постигну своим участием, что мне было "дорогой назад"


21.01.2001 времени 23:46
Ксении
Тема: С приездом!


Добр дан, Свет очей человеческих, Ксения, дщерь людей уважаемых! Каково там при новом президенте? 43 - это Сталинград, больше никаких ассоциаций.

Как доехали, может кто тряс тарантас? Утомилась ли барыня с дороги, может, соснуть часок? Ну а уж потом, в цвете сил и разума можно и на корреспонденцию ответить, благо ждут вестей объёмистых, аки ливня засуха. Да чтоб с кренделями писанными, да как в первый раз, да с маслицем!

Ну? Не зря же я оперировал себя в чёрном и насиловал в белом письмах.
А то кончатся силы древние
Упаду в мураву как подкошенный
Не доплачешься ясна-сокола,
Душу добрую не изведаешь,
Добра-молодца, свет-Николюшки...


22.01.200109:25
Ксении
Тема: Верь моим словам, даже если я скажу, что самолёт не взлетит...


My ICQ number: 102362575, но можно было и найти самой. Да. Без труда, как говорится, не вытянешь кота за хвост. Вот я пару клав истоптал, мышь изглодал - и теперь поздравляю с прошедшим твоим праздником, сделавшим тебя в чём-то ровесницей века. А каково подряд веселиться?

Вот тебе время на раздумье - до среды - до следующего моего сеанса в паутине. Это я так работаю (подрабатываю), а вовсе не спецкорром. Сдаётся мне, ты прелестница - от "льстить" - по-моему так писать может каждый, кто прочёл больше сотни книг и обладает малейшей склонностью к пародии. Почему к тебе применился такой слог, не знаю - какой всплыл, но обещаю менять стилизации вразброс.

И что это за дела: "этим и интересны". А другим? А во мне меня много! А я ещё и на машинке вышивать умею, крестиком!

Иркутск! У меня есть знакомые оттуда. Например, семья Балахонцевых, завтра передам от тебя привет. Или семья Степанчук. Но они не в Нью-Йорке! А как тебя тудыть занесло? Вон уж родную речь подзабываешь (учебником русского языка печку топишь). И ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИ МНЕ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ИСПАНСКИЙ!!!

Сидевший перед мерцающим монитором человек провёл по невыспавшимся глазам уставшей рукой, перевёл взгляд на предметы вокруг. Его угнетала необходимость выбранного мотива письма к далёкой, исчезающей девушке. Поражать внезапностью или резкостью контрастов не позволял внутренний цензор, пристально следящий за содержащей формой. А душащий трепет рвущейся наружу души рождал внутри совершенно иные предложения. О мировой печали и вселенской скорби, о предназначении и тщетности усилий, о прущей вовне брутальной радости и нежелании существовать, приходящем каждое утро.

О, о многом он рвался поведать ждущему его, родному человеку, но не ведал, в какую из шести сторон надо идти на его поиски. Недостижимость этой личности была вполне очевидна, но поди ж ты, объясни это самому себе. Но в каждом пришедшем к нему человеке или письме он старался уловить тот ускользающий свет, успеть отразить его навстречу, пожить хоть миллисекунду относительного времени в Боге, захватить кого-то с собой...
...пойдёшь, Ксюш?


24.01.2001 времени 20:25
Ксении
Тема: Многомерность


Привет эмигрантам!

Ксенька, ведь я всё написал! Что работаю ночь через два дня, что выход в сеть только на работе, посему не рубай плеча за перерывы в доставке корреспонденции. И потом, ну разве можно так буквально воспринимать речевые обороты? Прелестница - это прежде всего красавица, а "необходимость" отражает два реальных про цесса внутри, наслаивающихся. Ты жаждешь рассказов, но разве можно отличить реальность от выдумки при попытке рассказать о себе?

Наверное, можно, если заполнять резюме или личное дело. А я хочу поведать об уникальном восприятии, о взгляде на мир сверху, тут уже информация особого рода. Перечитай те немногие письма, вглядись в междустрочие, найди обо мне всё. Я ведь не обманул тебя ни в букве!

Рассказа о тебе я так и не нашёл, может, избави меня от поиска? Напиши, что за образовательный путь у тебя такой (я - пишу диплом), под какую мелодию катИтся слеза (у меня несколько раз проступало), под какой фильм?

В январе общественнось круга неопределённого радиуса отмечает столетие нашего великого режиссёра Михаила Ромма. Я застал трансляцию его "Обыкновенного фашизма" и впал по окончании в депрессивную задумчивость - этот фильм уже при создании вышел за рамки своей темы, обнаружил столько метастаз других болезней современного общества, что хватит лет на сто вперёд - это гений режиссёра-документалиста.

Затем я дочитал "Ночи под каменным мостом" Лео Перуца и перенёсся ощущением в Прагу начала семнадцатого века, отождествляясь то с занимавшим не своё место императором Рудольфом Вторым, то с изжившим карму своего народа евреем Мордехаем Мейзлом, то с бесплотным духом того времени, парящим над историей.

А потом мои уши заволокли чудные звуки песни - я стоял посреди русской ярмарки в расшитОм кафтане и наблюдал сцены, разыгрывающиеся передо мной. А может, это я пел когда-то увиденное. А может, это пел голос с магнитной ленты, оживляя мне душу записанным прошлым.

Вот и весь вчерашний вечер. Отбей мою подачу, да не в сетку, не в аут, а кручёной свечкой, что заставит попыхтеть...

С неугасимой надеждой, Николя.


24.01.2001 времени 23:44
Лизе
Тема: Ожидало поля семечко...


Столетию Михаила Ромма посвящается этот показ. После удач в художественном кино, после многочисленных выпускников мастерских он берётся за документалистику. Тенденции мирового кинематографа параллельны - художнику необходим весь мир. Дискретизация любого сигнала приводит к конечности содержащейся в нём информации, а непрерывный сигнал бесконечен...

Поставить камеру напротив, уйти, не мешать её восприятию мира, не лезть указаниями, не давать актёрам есть в роли узников концлагерей - что!? не хотят? где ж взять их? Сценарий написан Богом (или чёртом), осветитель - солнце, композитор - белый шум, директор - совесть.

Казалось бы, месяц взаперти у киноархива, нашего и трофейного, километры пятнистой эмульсии. Лежали двадцать, тридцать лет, ещё пролежат. Нет, он протирает железные диски тряпочкой, извлекает перфорированную историю, сажает монтажную группу рядом,заправляет в фильмовой канал и просветляет пятьюстами ваттами своего гения. Гения, повернувшегося к зрителю закадровым голосом, но этого достаточно.

Я вижу зло. Я вижу его три часа кряду. Я ни секунды не сомневаюсь, что это зло. Я забываю теории, практикумы - я вижу зло. Оно ширится дальше границ Германии, СССР, Шара. Оно длится дольше 33-го года, 45-го, оно уходит вглубь в обе стороны - хватит на несколько веков. Оно спрессовывает все временные и пространственные слои в люминофор перед глазами. Оно здесь и сейчас, оно ОБЪЕКТИВНО. Глаза не выдерживают - застят мокротой изображение, спина не выдерживает - прогибается мурашками, желудок не выдерживает - отторгает массы. Душа не выдерживает - попадает в ад.

Голос лишь направляет падение, пара фраз - срываешься ты уже сам. Ты никогда не окажешься там. Ты знаешь это. Тебе тепло и уютно. Но вот ты кричишь "Хайль!", вот тебя треплют по щеке кожей, вот ты доброволец. Вот тебя фотографируют в профиль и в анфас, потом так же через месяц, глухой и голодный месяц, в ряду таких же, нагих евреев, ещё живых пособий по анатомии. Вот ты роешь яму самому себе, закопав предыдущих, вот смотришь в дуловые отверстия, вот тебя сгребает экскаватор. Вот тебя заталкивают в толпу и открывают газ, вот кладут в середину штабеля и поджигают, по тебе капает постный жир и ты уже меньше. Вот загоняют в амбар, задраивают окна, вот тебе уже жарко, что раньше, кожа или волосы? Господи, сколько же можно умирать! И всё под треск камеры. Господи, как у них ещё много плёнки! Господи, мы искупляем Люцифера!

Меня сворачивает в эмбрион и трясёт. Это нельзя осмыслить. А он продолжает, он просто ворошит архивы. Переходит на современные шестидесятые, но ты уже другой, ты веришь ему, ты видишь Сегодня - тебя опять тошнит.

Ты жаждешь продолжения такого видения на мир, ты не хочешь возвращаться к полуулыбкам встреч, прогулкам, ложным раздваиваниям личности и достижению мнимого комфорта. Но он закончил, оставив тебе намёк на собственные силы.

Ад, безысходность, выхода нет - моя стихия. Какие, к чёрту, пять писем, этакий учитель английского на Фраксосе, кубик Рубика вслепую.

Лечь, уснуть (бессонница), прекратить сознание (нет таких техник), отречься от самого себя - невозможно. Вторая перинатальная матрица - моя мама.

Лиза! Я - ощущение после просмотра (выше). Я знаю - это нельзя принять, разбавить. От этого можно отказаться. Это всплывёт всегда. Это морской узел на палубе Титаника. Темень. Я не вижу тебя - пробивается лишь короткий гудок повешенной заодно трубки. Возьми эту боль под залог того, что я буду улыбаться при встрече в фойе, зале, доме...Здравствуй! Отлегло!


26.01.2001 времени 19:34
Ксении
Тема: Stairway To Heaven


Здравствуй снова, работница! Мне кажется Древняя Греция нашла в твоём лице достойного исследователя. Но как совместить кропотливый труд учёного с рвущейся из комнаты молодостью?

Мне явилась картина - ты сосредоточенно кладёшь масло на холст, проявляешь склонённый в глубокой думе величественный образ. Лампа дневного света показывает окружение предметов, раскиданные в порыве вещи, обращённое к мольбе и мольберту прекрасное лицо юной художницы, а может танцовщицы...

Ты спрашиваешь, где ты? А я отвечу. Ты там, где мечтают оказаться миллионы сверстников. Ты изучаешь то, от знаний чего не отказались бы многие и многие. Твоя внешность вызывает девичью зависть, а судьба - удивление.

И они никогда не поймут, как ты можешь чувствовать себя одиноко в корыстной стране, откуда может взяться тоска при взгляде в чужое небо. Но я могу понять и принять это, сколь уверенно бы это ни звучало. Я знаю непреложную ценность внутренней боли и радости. Наверное, белая зависть во мне уже полностью уступила место ограниченности, ощущению старости и грусти. Но пока я ещё в силах отразить тебе тебя саму, показать то счастье, которое внутри тебя и кроме которого другого нет, чтобы светилась ты вокруг, просветляя пространство...


30.01.2001 20:56
Ксении
Тема: Пуркуа па


Эх, опять льстишь мне (опять приятно на душе). Да откель мне знать английский, когда меня от него наоборот отучивали! Сначала в школе лет семь, потом в бауманке три года. Проблески были связаны с учительницами-личностями, но их время пренебрежимо мало по сравнению с методичками, учебниками и всепроникающими штампами.

То, как я пишу тебе на английском - лишь предсмертная судорога языка во мне, маленький крестик над кучей могильных костей упущенных возможностей, пародия на свои собственные недостатки. Вот и фразы про друзей я не понял - какое-то море, с кем-то вместе, расшифруй, а?

Теперь о том, что требует безотлагательности внимания. Опасения подтвердились - ты наверняка дочь преуспевающего иркутского бизнесмена, а мама - домохозяйка. Ты спросишь, почему опасения, а я отвечу, что кастовость общества всегда будет в менталитете человечества. Ксюш, я настолько далёк от твоих возможностей, что не почувствовать несоответствия можно лишь благодаря виртуалу. Хочу заметить, меня это не пугает и не убивает, я просто наблюдаю это , как и много чего другого.

Например, острое ощущение жизни невозможно без понимания смерти (ну ты же философ), и что улыбки на подавляющем большинст ве фотографий в мире подобны появившимся только что на свет несмышлёнышам, тянущим в бессознании ручки к солнышку. Это вызывает умиление, часто переходящее в раздражение: "они думают, что любят жизнь! А ответят ли они утвердительно на любовь к смерти?". Этой самопроверки мало кто выдержит.

Ты спрашиваешь, а мне так не трудно? Нет, мне так нормально, но вот окружающим не в пример легче, чем когда я вешал на них свою тяжесть. Пришло понимание (и не только пришло, а ещё и реализовалось), что корень бед, равно как и их решение лишь во мне самом. А это исключает возможность поиска вины или искупления в другом.


30.01.2001 21:22
Лизе
Тема: Время собирать разбросанное другими


Здравствуй, уже воплощённая мечта!

Как донёс лифт? Как тапочки? Ни-ни! Ни слова о твоих делах без твоего согласия! Я зашагал налево, попутно запихивая негативы ушных раковин на место. И в тот момент, когда угол восемнадцатого дома уже готов был скрыть дворец амирки, я упёрся в него ногами, проводил глазами бугорок лифта по стене, прозвенел брелоком или звонком, прошаркал тапочками, вскипел чайником, обмылся чашкой, принялся душем, вскрипнул постелью, забылся сном...

И только молодой голос периода увлечения Боуи как всегда вовремя подоспел утешение...


31.01.2001 08:31
Анне
Тема: Военная угроза!!!


Аннушка, какая же вы, право, непонятливая! Говорят - сканер, значит, сканер. Вот среди индикаторов можно найти расход масла, керосина, перфоленты и мегаватт-часов. И никаких "красных кнопок". Я не Путин, чтоб его. Да. А ваши свободные ассоциации говорят о нездоровье. Вы что, жертва конверсии, какой-нибудь станок по производству пуль 5.45, переделанный на макароны? Или танк Т-34, найденный в пруду на смоленщине и понявший последним слоем ржавчины всю тщетность своего применения?

Но даже в железную броню советской техники просочился космополитизм - зачем жалеть носителя условных единиц? Как раз на них сбросить в первую очередь! То-то они испужаются сканера! Начнём сканерную войну! Утилизуем неудачи НТР! Ударим металлоломом по милитаристам!

И какой же я мужчина? Я потерял естество, как теряют зрение в пещерах, деньги в кризис. Теперь рот зарастает последним индикатором, показывающим количество слов в минуту, желающих вылететь. Руки-ноги подобны салазкам - в метро на лыжах. Капилляры - провод ПВЛ-0.1, вены - мотки МГТС, ногти - клеммы. Думать я стал в пикселах на дюйм хода назад. Вот, опять грохнулся - наступил на перфоленту. Так-так, читаем:

"Весьма полезной практикой оказывается открытие нескольких почтовых ящиков. Во-первых, можно по ним разделять адресатов: худые - толстые, умные - не очень. Мы понимаем условность примеров (кто же будет писать тупому?). Так легче будет справиться с потоком писем. Во-вторых, адресаты не будут знать ваших..................................."

К сожалению, оборвалось, лента старая.


31.01.2001 12:14
Анне
Тема: Грозная военщина.


Ну, слав-те, Господи! "Не буду обижаться"! Давай ещё сокращения кажного аксона описывать!

Естественно! Потому как письмо моё - ДОБРОЕ, и неча губу вниз тянуть. Да, аннушка, к вам со всей душой, так сказать, а вы на мозоли наступать вздумали. Нехорошо, барышня, что маменька скажет? Я вот думаю - не поменяться ли нам специальностями, больно она у меня невзрачная. Все девушки наперебой: "ах, как ты красиво излагаешь!", а я не могу потрясти публикацией даже в каком-нибудь альманахе "Тушканчики нечерноземья". И всё почему? Да парализовало меня по рукам-ногам, по словам-головам. И пишу я через портативный читальник мыслей, переводящий их кое-как в кои-8. Да. Помощи жду, а не ответной угрозы. Но если вы так настаиваете, то за те три дня, пока зарядятся батарейки в читальнике, вы вольны (а с моей стороны только приветствуется) провести контрнаступление на спящие редуты вероятного "противника" всей силой вашего писательского дара.

Посмотрим, кто победит! Ха-ха-ха! (голос оброс эхом и уплыл в Тартар)

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002