Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

Гарри Поттер и философский камень. Рецензия

Сегодня одна старушка сказала другой: "Поттер вылитый Фродо!" и с укоризной посмотрела на обгоняющего меня. Не сердитесь, бабушка, я тоже слышал о премьере.
Пересказ фильма не интересен не только разбирательством с поборниками кинотайн, но и тем, что сценарий был известен ещё до просмотра, и его повторение сравнимо с пятой подряд клинической смертью - ничего нового. Скучно, господа! По этой же причине невозможно применить оценки: если начать хвалить, то Поттеряешься в хоре дифирамбов, что не может быть приятно ни одной отделяющей себя от остальных личности; если ругать, то очень легко прослыть ретроградом, моськой для массового кино, что чревато забвением со стороны мирового культурного процесса. Единственный выход - в демократичном отстранении от увиденного. Как учат в специальных заведениях, какова идея фильма? Ссылаться на прототип некорректно - он выполнен в иной ипостаси искусства. Говорить только о коммерческом успехе и подозревать создателей в кинокорысти - неинтересно. Остаётся зимовать с идеей воскрешения мифов, спящей за стеклом криогенной камеры до первого талантливого поцелуя. К сожалению, этого сделать не удалось.
Попытка опустить миф на землю, выкинуть одну из четырёх координат, что укусить стену, - обречена. Волшебное выглядит нелепо при солнечном свете, и наоборот. Ошибка создателей в том, что они родились не с тем типом мышления, взявшись за чужое. Всё равно как аборигены центральной Африки совершают обряд подключения в интернет. Чем больше авторы стремятся вдуть нереальное в горлышко фильму, тем скорее оно вылетает назад. Их встроенный экстравертизм шептал им на ушко, ошибаясь, - чем тождественнее феноменологический ряд сказки к реальности, тем реальнее сказка. Так в волшебной стране появились банки, магазины, деньги, лейблы. В Англии не лучше - семья приёмных родителей Поттера лишена каких бы то ни было человеческих черт, становясь самыми нереальными персонажами фильма (кульминация - эпизод №2 "битва с письмами"). Современный мир напрасно занимает первые полчаса фильма, служит ковриком при входе, не несёт ничего, и ему взамен вполне подошла бы пятисекундная поясняющая надпись "Волшебное рядом!"
Создатели в совершенстве овладели правилом конъюнкции - от двух множеств, обыденного и фантастического, остаётся лишь их пересечение - жвачка, система образования, мимика девочки Гарри и сортир (волшебники тоже писают). Представляете Василису Премудрую в фильмах Ромма, отматывающую 54 метра? Миф обязан быть стройным, иметь над собой образующее начало, некий метафизический паттерн, феномен духа. Миф - это коллективный опыт, его нельзя создать в офисе за кружечкой Fairy. Кольцо всевластья не растворится в океане Солярис, Баба-Яга не придёт на приём к Путину, это фальшивка, пустой овал фотошаблона, бессмыслица. Каждый миф познаётся изнутри и отдельно, связываясь с другими только в нас самих. В фильме есть хорошие символы - это вокзал, лестницы, великан-Харон, его Пушок-Цербер, спуск в загробный мир за зеницей - и они могли быть вместе, если бы их не разъединяла пропасть земного, слишком случайного. Истинный волшебный замысел брезжит при смене лент киномехаником, но не более, и жертва философского камня выглядела бы слишком большой для такой мелюзги зла, не окажись он сам крошечным булыжником.
Стандарт "кино для семейного просмотра" слишком силён, велик риск не оправдать радужные надежды продюсера. Стандарт оттачивался десятилетиями, получал награды и кассы, окреп, стал открывать дверь кинозала ногой, и нет причин не доверять ему. Так в напрочь языческом балагане справляют Рождество (чьё? дракончика?), восстанавливают семью (не беда, что мертвы) и - внимание! - играют в бейсбол! О, великое заокеанское чудо! Ты заслуживаешь отдельной осанны! Ты затмеваешь Солнце, если его обмотать отснятой на тебя плёнкой. Маленький шарик и бита - как же объяснить вам, что вас не должно быть в фильме? Как дать понять, что даже трёхмерные - вы смотритесь пошло? Но вы не виноваты, вы даже не знаете, что Поттер и злодей должны были сойтись в финале, и лишь вмешательство НХЛ и НБА позволило вам отдохнуть. Как следствие жёсткого формата - невозможность завершить миф, замкнуть космогонию. Фильм изначально делался с продолжением, хуже того, брезжит новым сериалом, что ломает и без того хрупкую конструкцию волшебной страны. Наличие продолжения отнимает у героя бессмертие, окончательно превращает его в человека, и зритель, повзрослев, видит вместо Степашки старую тётю в перчатке. Невозможно молиться год подряд, даже у великого Поста меньше дней, чем будет серий.
Мутация современной сказки говорит о том, что спасти мир сможет не супергерой, не антропоморфное животное, и давно уже не Боженька, а мальчик - вот что значит его бешеная популярность. Мир становится добрее, тоньше, от героя не требуется слишком многого, достаточно уверенности в его исключительности. Посмотрите, разве Поттер уникален? Ничем не отстают его верные друзья обоих полов, и странно, что среди них нет негра. Дело в другом - Поттер чист душой, в отличие от истеричной девочки и рыжего мальчика, и это главное чудо. Достаточным условием является намёк на реинкарнацию Джона Леннона, передавшего к съёмкам очки. Слава Богу, четвёртый блондинистый участник похода в тёмный лес несколько зол и выбивается из концепции, иначе бы они победили на школьном конкурсе рок-композиции.
Одиннадцатилетний возраст героя идеален для зачатия мистического видения мира, и те отроки во вселенной, кто впервые заметил волосок на лобке, после фильма непременно истыкают лбами стены метро, и один обязательно пробьется - вот единственное оправдание фильму. В конце концов, фильм выражает культурное веяние отдельных стран, ответив на запросы, став культовым и подготовив, быть может, аудиторию к восприятию более чистого материала, одновременно являясь следствием такового, проявляя дуализм на временном уровне, притянув небо к земле и подметя его Нимбусом-2000. Скучно на том свете, господа!

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002