Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

Дневник ПРОФАНА (часть 17)

Скачать полную цветную версию текста
PDF-файл(zip-архив)

примечания:

* ПРОФАН, м. (франц.): невежда, несведущий в чем-либо, чуждый какого-либо знания, понятий. Профан, литерат. лицо, не посвященное в какую-либо науку или искусство, ничего в них не понимающее. Профанировать что-либо, обесчестить, поругать, кощунствовать.

** создавалось на http://www.livejournal.com/users/profan/

Дзига Вертов :: Где твой киноаппарат?

"... мы разыскали того человека. Оказалось, он помнит момент рождения, и как за ним наблюдал огромный глаз, так что первым чувством человека был испуг. Сейчас человеку под восемьдесят, но больше на него никто не смотрел".

Братские киноартели в моде. Той, одной из первых, были Д. и М. Кауфманы, беглые евреи революции. Признание и ненависть к этой нации пропорциональны, например, желанным письмам и спаму в почтовом ящике, или, точнее, их собственным чувствам безопасности и тревоги. Коллективная реальность евреев, как богоизбранного народа, переживается индивидуально, что делает откровение универсальным. Давид может стать Денисом или Дзигой, Мойзес - Михаилом, Борух - Борисом, а их отец Абель в сыновнем переводе - Аркадьевичем или Абрамовичем. Аннигиляция земного имени в пользу небесной буквы. Если бы погромы погнали Kaufman Bros. на запад, прославились бы Дэвид и Майкл.

Кинематограф революции напоминал интернет: каждый мог создать страничку и стать первым. Немногие поняли - кем именно. Кино не обладало собственным языком, это было время теории, равновероятных направлений перехода от низкого "балаганного" жанра к профессиональным канонам, до всякой отраслевой предрешённости. Во-первых, как мятежная республика, зафиксировать свою автономность, провозгласить полный отрыв от театра и литературы в духе театральных и литературных же манифестов того времени. Авантюризм эпохи, помноженный на новизну жанра. Титры "человека с киноаппаратом" содержат три кадра: "без надписей, без сценария, без театра". Во-вторых, заявить о создании "подлинно международного языка кино", как "опыта кинопередачи видимых явлений". Молодость духа на молодость тела.

Вертов устанавливает новый формат реальности - то, что может быть снято кинокамерой. Объективность в этом случае равна объективу; привычное восприятие включает в себя субъекта - Вертов предлагает способ избавления от него: киноплёнка становится инвариантным носителем истины, поэтому про-явленное в ней обладает большей степенью достоверности. Интерпретация киноаппаратом реальности не только самая верная, но и самая полная: киноглаз способен проникнуть туда и увидеть там, где человеку недоступно. Не случайно в финальных кадрах "Человека с киноаппаратом" камера оживает и уходит наблюдать видимые явления самостоятельно, без помощи зрителя, избавляя себя даже от его интерпретаций. Итальянские и французские неореалисты называли себя учениками Вертова, "исполнившими заветы".

Эксперимент со временем Вертов завершил победителем, застолбив такие свойства киноязыка как клиповость, мультипликация, замедленная съёмка и стоп-кадр. Чередование приёмов создавало идеальные по ритмической и музыкальной композиции планы. Чаплин, посмотрев "Симфонию Донбасса", сказал, кому и чему надо учиться у Вертова. Показательны инструкции по звуковому сопровождению фильмов, написанные Вертовым - слух в кино равен зрению. Комбинированные съёмки у Вертова - пространственно-художественная необходимость: наложение, совмещение планов, зеркальное отображение, масштабирование; пространство также подчинено киноправде. Человек с киноаппаратом снимает даже просмотр собственного фильма, и отснятое немедленно транслируется на экран, делая сам просмотр - частью фильма, а зрителя - актёром, объектом съёмки (идеальное совмещение реальностей даже для зрителя 21 века). Камера настолько универсальна, что, начав с заплечного груза, обретает в течение фильма заинтересованную душу, то возвышаясь над вечерним городом (интуиция Останкинской башни), то забираясь в кружку с пивом и беседуя с раками. Смущение девушки во время регистрации брака тут же монтирует её жизнь планами похорон с молящейся на могиле старушкой, и реальным online рождением ребёнка, то ли предстоящего ей, то ли её самой. Камера беспристрастна: для неё движение рук-людей подобно вращению машин-рукояток, макияж - монтажной склейке. Начав с равенства, фильм приходит к превосходству кинокамеры над феноменологией жизни. Перехлёст планов работы монтажера с купируемой действительностью показывает магию кино, а в режиссёре высвечивает Создателя.

Трагедия потому может называться эпохи, что проявляется в разных судьбах, делая их одинаковыми. Судьба Вертова, с командировками в Среднюю Азию, мелкой работой в прифронтовых изданиях, забвением при жизни, слишком напоминает судьбу Платонова, обняв его с обеих сторон лишними тремя годами жизни. Верность "коммунизму с человеческим лицом" не могла не испортить верующего, делая его арьергардом механического коммунизма. Воспеваемая символика стала обозначать смерть в собственной судьбе. На уже телефонные звонки Вертов отвечал: "Вертов? Он давно умер". Разлука не помогла братьям стать несхожими. Неосторожный Михаил не смог оправиться от брака с иностранкой и ребенка, найденного в зверинце. Пятидесятилетний Вертов молча сносил редакторские правки в пятиминутных советских киножурналах. Платонов сидел на могиле сына. Никого не печатали, не снимали, не записывали, не приглашали, только добрые звери молча толпились вокруг.



Зоофилия :: Осёл, козёл и косолапый мишка

"Популярность этого способа обмена данными обходится каждому из крупных сетевых провайдеров в $10 млн. ежегодно, учитывая расходы на обеспечение пропускной способности и поддержку сети"
По материалам CacheLogic


Технология peer-2-peer обозначает следующий шаг виртуальности: сайт, как несуществующее, чисто информационное пространство, всё-таки предполагает огороженную от климатических условий комнатку, тихо шуршащую винчестерами. Файлообменные сети свободны от этого - файла как такового может не быть вовсе, отдельные его части носятся мировыми паучками по головам меломанов, иногда случайно собираясь в одном месте. Идеологическая справедливость "этого способа" вполне утопична: чтобы получить, нужно отдать. Кто был ничем, тот скачает у всех.

"MPAA, представляющая интересы крупнейших мировых киностудий, характеризует тенденцию как "ширящуюся глобальную эпидемию", потери от которой в прошлом году составили $6,3 млрд."

Уже два месяца я скачиваю из сети фильмы. Легально или нет - не знаю, например, кому принадлежат права на Жана Виго? Sony? Деверю шурина? А на Рифеншталь? Гиммлеру и Гитлеру? Первое уточнение проблемы состоит в вычислении доли пиратского трафика внутри вообще-то полезных пиринговых сетей. С этим связаны юридические сложности - нельзя обвинить жигули в том, что запорожец переехал человека. Поэтому компании-владельцы прав подают разовые иски на конкретных пользователей, что вот Вова скачал Трёх Мушкетёров и поэтому должен о тдать свои подвески. Эти акции уж точно не вернут убытков, скорее, просто держат оборону.

Второе уточнение касается понятия "авторских прав", которые не нарушаются дочерью отца, купившего лицензионную кассету. Пересылка файла не может считаться незаконным копированием и тем более перепродажей, но обозначает острие лезвия, отсекающего дочерей отца, если их количество перевалит, например, за сто. Выдавая тот же самый файл за его копию, ассоциации производителей мечтают выпускать кино, привязанное со счётом 1:1 к глазам покупателя. Но надо разобраться, что такое убытки от пиринговых сетей? Допустим, права на "Убить Билла Два" принадлежат Мирамакс. Видеостудия Климакс покупает лицензию у Мирамакса на издание фильма, например, за 1000 баксов, из них, например, двести, идут в карман Тарантино, чтобы он выступал против пиратства. Климакс выпускает тысячу видеокассет или дивидюков по десять баксов; другими словами, тысяча покупателей, заплатив 10000, отдала Мирамаксу 1000. Как Мирамакс расчитывает убытки от пиринговых сетей? Очень просто! Достаёт, допустим, верную статистику скачек фильма, и умножает на прогнозируемую прибыль с одной копии!

Другими словами, фраза "убыток $6,3млрд." должна читаться как "возможная прибыль в $6,3млрд."!

Пользователь, тратящий на оплату трафика за скачку Билла Два, допустим, тот же доллар, не факт что купил бы кассету за десять! Этот миф о разорениях артистов и киностудий благодаря Интернет - наглая ложь! Они пытаются конвертировать в деньги и присвоить себе материю информационного сообщества - любое упоминание о себе, не понимая, что количество упоминаний есть более твёрдая валюта новой экономики! Это подтверждает другая цитата:

"Правда, у американской кинопромышленности на эпидемию, похоже, имеется иммунитет: в том же 2003 году прибыль ее побила все рекорды, составив $10,85 млрд."

Похоже на войну с Океанией, которую никто не видел, но бюджет которой неприлично растёт. Попытка натравить собак на пиринговые сети выглядит каким-то неврозом жадности, простым непониманием законов распространения информации. То же относится и к софтверным компаниям: крупные клиенты и так приобретают у них программный продукт, а мальчик Вова, купивший на горбушке Photoshop, научится им вязать, придёт в крупную фирму и поставит перед необходимостью перехода на новую, более дорогую, версию. Логика спама - в законе больших чисел: нищему в метро подадут три человека, а на письмо счастья откликнутся три тысячи. А если затраты на распространение информации не зависят от количества адресатов, зачем преследовать фокус-группы?

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002