Николай Граник
Николай Граник E-mail

Текст
Дневник
Биография
Письма
ICQ-тексты
ICQ ICQ
На главную

Дневник ПРОФАНА (часть 2)

Скачать полную цветную версию текста
PDF-файл(zip-архив)

примечания:

* ПРОФАН, м. (франц.): невежда, несведущий в чем-либо, чуждый какого-либо знания, понятий. Профан, литерат. лицо, не посвященное в какую-либо науку или искусство, ничего в них не понимающее. Профанировать что-либо, обесчестить, поругать, кощунствовать.

** создавалось на http://www.livejournal.com/users/profan/

Тестирование dimkin

Не все советские писатели были плохими (впрочем, как и не все российские писатели хорошие). Предание гласит, что знаменитый паралич настиг Сталина после прочтения "тараканища" Чуковского. Также, не всех хороших советских писателей успели посадить; даже в вакууме летает несколько промилле кислорода, и, если вдыхать очень медленно, можно жить в открытом космосе. Драматург Евгений Шварц определил такие темы в своих пьесах, что они более чем актуальны в постсоветской моментальности.

Писатель Горчев - один из самых цитируемых LJ юзеров, популярность и общее приятие которого несомненно. Выскажу тезис: Горчев - плохой писатель, что будет непременно доказано.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Можно сказать, что советская страна надёжно заколдовала мальчика, который прошёл сиротливый путь обучения в Омске, службы в армии и преподавания в средней школе. Чем старее фотография, тем моложе и обречённее взгляд dimkin. Медвежьи глаза Абдулова в известном фильме. Неизвестно, когда герой подумал о маске писателя, но избранный им стиль и соответствующий круг вопросов просто не даёт шансов принцессе полюбить несчастного. Да и сам dimkin вполне свыкся с ощущаемой ролью, уходя всё дальше в само- и самоиронию, мазохистическое любование звериными культями нищего, которому обязательно перепадёт. Удобство положения в том, что тебя привозят и увозят, и ты вроде занят, и нет времени ни на встречи, ни тем более на перемену мест слагаемых.

ДРАКОН

Механическое отождествление себя с борцом за правду намного честнее разочарования в этой роли, потому что продоLJаешь говорить чуть по-другому о том же самом, хотя утверждать что-то уже не можешь. Инерция диссидентства сделала привычным образ изгнанника, и когда тот уже смирился с тем, что придётся писать воспоминания о плохой жизни, выясняется, что читающим не лучше. Другие знают не меньше правды о времени. Искренняя эмоция унижения диктуется тщеславием и портит стиль. Сегодня уже немодно ходить с флягой коньяка в кармане и грозить ей милиции, потому что максимум, что тебе светит, это фонарь под глазом. Выяснилось, что государство не поддаётся этической оценке, что для неё существуют люди, и что они где-то рядом.

СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Мотив возвращения (УЛИСС, СВАН) остался далеко наверху. Я говорю о мотиве старушечьего КОРЫТА, которое dimkin постоянно находит на пороге собственной квартиры. Купаясь во встроенной в стену питерской посудине, ненадолго превращая жилище в скопище ужасов, Горчев крутится парашютистом, выхватывая по сотому разу одни и те же предметы обстановки. И они по-прежнему вызывают у него отвращение, как нельзя изменить своё отношение к тому, кого хоть раз избил. Ложные извинения вновь диктуют dimkin брызгать сарказмами.

ТЕНЬ

Ряд высказываний о dimkin сводятся к тому, что его чёрное и ироничное видение мира вполне литературно и в русле чего-то там, и что такой взгляд должен иметь место, особенно в наших реалиях. Это было бы верным, если бы за Горчевым не шагала огромная, как от подошвы фонаря, тень его несчастья, безысходно пытающаяся присоединиться к заслуженно-литературному признанию, например, Мамлеева. Но катастрофически не хватает таланта! Слог dimkin нарочито дидактичен, он сыплет знаками и императивами, нагромождая несочетаемые суждения и приплюсовывая к ним какой-нибудь эмоционально примитивный вывод. Впечатление, что Горчеву до тошноты не хочется писать, он словно бы заставляет себя снизойти до ненавидимых им персонажей, выдав отвращение за комизм.
Но даже миллион Горчевых не напомнят о Гоголе!

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ

Сетевое признание в большой степени фальшиво, и хотя в формате LJ dimkin заметно выделяется оригинальностью и её регулярностью, он был вынужден стать таким интернет-паяцем, всеми любимым за отвращение к нему скоморохом. Сколько ни произноси "говно" - чище не станет. И эта мнимая популярность, которой многим обязана писательская карьера Горчева, определена общей фекальной направленностью интернета. В этом смысле разум многих видит разницу между "дерьмом" и "дымящимися кусочками кала, аппетитно лежащими на тарелке dimkin".



Тестирование neoleo

Вы верите, что Жириновский обращается к своей собаке исключительно "сучка, блять"? Или что Шандыбин так часто дерётся, что носит специально удобную для этого лысину? Или что Киркоров и Пугачёва спят в одной кроватке? Надеюсь, отрицательных примеров достаточно, чтобы предположить необходимость добавочной идентичности для социальной адаптации. А LJизнь просто бурлит, и самоорганизующиеся интересы пользователей группируются около именно таких журналов, как, например, neoleo.

Есть много способов всплытия, один из которых вверх брюхом, но лишь некоторые барахтаются в воде в своё удовольствие. Талант neoleo в интуитивном нахождении максимальной выгоды от LJ на сегодня. Известно, что, появись Эйнштейн в инквизиторской Испании, он вряд ли бы откопал релятивистский корешок. И не потому, что физики, и вообще - науки, не существовало, а просто скучно было думать в одну голову. Даже наверняка Эйнштейн рождался в те времена, что подтверждает эволюционную модель сознания. Лев Толстой вряд ли завёл бы leoneo для публикации по частям нового романа, потому что для связи клавиатуры с текстом ему понадобилась бы пе рвая шариковая ручка.

Как известно, концептуальный подход на сегодня наиболее предпо чтителен в достижении того, куда едет двигатель сетевой словесности.

Если ты решил участвовать в забеге, будь добр, борись за медальку.

Но если бы это было единственным критерием успеха, появился бы журнал с ежедневной статьёй из БСЭ строго по алфавиту; а это было бы неинтересно. Моя радость по поводу neoleo связана с его ощущением текста, которое может принимать любую форму, не являясь ею.

Мне не очень нравится цикл "очерки из жизни", слишком привязано к реальности, отчего эмоционально и фиксируется на поверхности ощущения. Исчезает пропасть между колонкой "срочно в номер" и одноимённым рассказом, между своим переживанием и ожидаемым. То же самое можно сказать про "хит-парады". Также не очень хорош цикл про житие отца Ромуария, тяготеет к анекдоту, давно выработанной форме; оформление в рассказ идёт, видимо, от контркультурного понятия "креатифф", и пресыщено гэгами и фантасмагоричностью. Но тем ценнее алмазы! Главным у neoleo есть и останется умение найти в собственной фразе маленькую смысловую дырочку - и перетянуть через неё весь предшествующий текст в совершенно новые условия существования. Например, "растет себе, скажем, толстый такой и очень добродушный ребенок, бед не знает, бабушка его чебуреками на убой кормит, как свинью ту" (отметим отвратительную свинью), и ему тут же говорят "Фу! Какой ты жирный! Мы тебя презираем! Жирный! Жирный!" Тут вопрос - куда девалась любящая бабушка, что совершенно справедливо в понятиях жизни. И после он тут же "возьмет нож и ночью набросится на симпатичную девку: - Я не жи-и-иы-ы-ырный" Теперь уже вопрос - куда делся мальчик? Но читатель уже понял, за что neoleo не любит психологов. Талант в том, чтобы ввернуть собственное видение мира как данное всем, чтобы читающие поражались, как они не заметили этого раньше. Или "вызвал ты лифт. Едет он к тебе, и слышишь - кто-то говорит там внутри, даже смех слышится, или пение может быть заливистое", а после "там стоит парочка из девушки и пацана, и оба они молчат печально". Или "идешь куда-то себе, по своему старому району, проведать старушку-мать, в носу колупаешь. И вдруг смотришь - навстречу человек идет знакомый (Замечательно слёзная мамочка как повод для истории), а он "заметил тебя краем глаза - и чешет мимо, стеклянными глазами целеустремленно глядя вперед. Ну и ты закрываешь рот, и тоже идешь". Всем понятно, потому что в неловкие ситуации попадали все.

Пусть неровно, но видно желание взорвать каждую фразу изнутри, причём не просто так. И пусть первым стимулом послужил фильм "нервы на пределе", но, странно, разбавляя какой-нибудь эпизод картины своим, neoleo концентрирует его ещё больше. Проблема, которая заложена в самом феномене времени, поджидает и здесь: только бы не пропустить момент, когда, оседлав конёк такого якобы доступного цинизма, автором начнёт двигать инерция. В таком случае помогает смена обстановки.



Тестирование alex_smirnov :: купирование комментов

Одно из главных искушений LJ - поддаться на комменты. Тут действует среднее арифметическое. Пушкину приходило писем десять в день, но зато каких! И от кого! А как он на них отвечал? Правильно, избранным. В истории последних томов, как в уличных аудиоларьках, хранится лучшее. Другое дело - Интернет, где дружба возможна в одностороннем порядке, подсевшие за твой столик в пивной автоматически сочувствуют тебе, хотя ты ещё ничего не рассказал. "Да, братан, у меня тоже отец никуда стал", и ты вынужден брызгать сначала живой водой, потом мёртвой, воскрешая родственника и наделяя его освежеванной болячкой. Подсевшие интуитивно ждут сочувствия, рассказывая тебе твою же биографию, выбирая утешение как самую незаметную слабость. Но чем провинился папа? Ещё обиднее ситуация, когда ты сам рассказал нечто, что возвращается к тебе уже инопланетянином, с которым, конечно, контакт невозможен.

Слово есть ложь не само по себе, а по наличию рядом других слов.

alex_smirnov пишет так, что за глазами трещит от удовольствия. В который раз убеждаюсь, главное - не о чём пишет человек, а как он это делает, и в случае автора невропатологическая тематика могла быть ракетостроительной; момент текста рождается между правильно расставленных слов, как между ног, которыми можно идти куда угодно. Обсудить творчество можно междометиями и наречиями, но если ты берёшься комментировать чужое - будь шире, ограничь себя темой! Почти всегда это идёт на пользу! Это же невозможно, когда на рассказ о собственной свадьбе, где "...сразу поссорились со свидетелем. Он был холостой и рассказал, что у него жил хомяк-онанист, а я сказал, что это хомяк от него научился..." приходит комментарий некоей _elen_ о том, что "мне кажется, что все хомяки онанисты". Ещё пример: на жалобу супруги по поводу качества пищи, когда повариха "...смотрит в горшочек. Осторожно так, себя окорачивая, намекает: - Мясико-то небось повыели!" следует лестный комментарий soamo о том, что жена умеет отстаивать права. Ещё? На найденного в армейском сортире солдата, который "...сидит, заливается слезами и пилит себе вены, всхлипывая: - Я... я... никому, никому здесь не нужен..." некий re_animator реагирует так: "только тяжелая работа спасает от депрессухи - проверено.... ;)" с неожиданной улыбкой на конце.

И невозможно объяснить, как навсегда, как мертвецы, из текста исчезают обиженный свидетель, попавший в собственную историю, а хотевший создать непринуждённую обстановку, затем, хлопнув скрипучей дверью столовой, с набитыми сумками уходит повариха, и как, наконец, раздав все лопаты, старший прапорщик наблюдает в окошко кладовой за однообразными движениями новобранца. Мир комментариев самосовершенствуется в своей простоте и поверхностности, сказывается их полная бесполезность, иначе у комментатора футбольного матча в душной атмосфере кабинки вдруг стали бы крепнуть икры. Комментарий достраивает вавилонскую башню непонимания между пишущим и читающим. Лёгкость, с которой понимание приравнивается к комментарию, напоминает наркоманию. Попытки alex_smirnov отвечать на комменты напоминает врачебную практику, причём зачастую больного спасти не удаётся.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002